Цистоизоспороз собак (кокцидиоз)

Цистоизоспорозы собак вызывают как правило четыре вида кокцидий (Cystoisospora canis, С. ohioensis, С. Neorivolta и С. burrowsi). Это мелкие простейшие — спорулированные ооцисты зеленоватого цвета  размером (34-42) × (28-32) мкм. Заболевание (кокцидиоз, изоспороз, цистоизоспороз), вызванное этими простейшими обычно диагностируется у щенков до одного года. Несмотря на то, что изоспоры находят в фекалиях взрослых животных, они редко вызывают серьезные проблемы.

Жизненный цикл Cystoisospora spp (син. Isospora sрр.)

У изоспор есть стадии развития как внутри хозяина, так и за его пределами. В организме  собаки изоспоры образуют микроскопические яйца (так называемые ооцисты), которые выходят с калом в окружающую среду.

При надлежащих условиях (температура, влага и кислород), ооцисты развиваются в течение трех-пяти дней и образуют спорулированные ооцисты, способные заражать других собак. На этой стадии ооцисты содержат два спороциста, каждый из которых включает четыре спорозоита. Каждый спорозоит способен поражать эпителиальные клетки  кишечника собаки как только ооциста попадет в желудочно-кишечный тракт. В клетке эпителия спорозоиты многократно делятся, разрушая клетку. Каждый дочерний спорозоит способен вновь поразить здоровый эпителий. Этот цикл может повторяться несколько раз. Из-за быстрого размножения разрушается большое количество клеток кишечника.

Симптомы кокцидиоза аналогичны тем, которые наблюдаются у щенков с лямблиозом. Они включают водянистый или геморрагичный понос, обезвоживание и анорексию. Эти симптомы могут сохраняться в течение 14 дней. К сожалению, клиническая картина не является специфичной только для кокцидиоз.

Просто нахождение ооцист в фекалиях собаки не обязательно указывает на наличие кокцидиоза. Обнаружение единичных или нескольких десятков ооцист свидетельствует лишь о паразитоносительстве и не является основанием для диагностирования цистоизоспороза как болезни.

Так как поставить диагноз?

Диагноз ставится исходя из сочетания клинических признаков, клинического осмотра животного и обнаружения  ооцист Isospora canis во время микроскопического или ПЦР исследования кала собаки. Наш Центр проводит все необходимые для постановки диагноза исследования. Если у Вас возникли вопросы, касающиеся цистоизоспороза — обратитесь к нашим специалистам по телефону ли e-mail. Так же Вы можете задать вопрос в рубрике «Вопрос-ответ«.

Профилактика

Кокцидиоз часто является результатом скученного содержания собак, кроме того, возникновению болезни способствуют грязные условия обитания.

Все это способствует быстрому накоплению ооцист в окружающей среде. Главной задачей во время вспышки кокцидиоза в питомнике – предотвратить дальнейшее распространение возбудителя. Для этого питьевая вода и корм должен быть надежно защищен от загрязнения фекалиями. Зараженные животные должны быть изолированы от остальных и им должно оказываться соответствующее лечение.