Герпесвирусная инфекция собак

Герпесвирусные инфекции собак и кошек вызываются ДНК-содержащим вирусом семейства Herpesviridae. Вирус герпеса собак является специфическим для собак и склонен, как и вирусы герпеса других животных, к развитию скрытых и постоянных инфекций путем встраивания в геном хозяина. Он распространяется и по вертикали, т.е. щенки заражаются внутриматочно или в родовых путях, и по горизонтали, когда щенки и взрослые собаки заражаются друг от друга.

Герпесвирус собак может вызывать синдром «увядания» щенков, респираторные заболевания («собачий кашель»)  и выкидыши/рождение мертвых щенков. У щенков заражение происходит ороназальным путем, а у взрослых животных через назальные и вагинальные выделения. В питомниках вирус распространяется быстро, но обычно вызывает заболевания только маленьких щенков.

Заражение взрослых собак и щенков старше 3 недель приводит к репликации вируса в верхних дыхательных путях без каких-либо клинических симптомов. Вирус может перейти в латентную форму и реак-тивироваться, а дальнейшее его выделение может быть спровоцировано иммуносупрессией или стрессом.

У маленьких щенков вирус генерализуется виремией, а его репликация происходит в различных органах, включая ЦНС.

Сопротивление организма вирусу происходит благодаря достаточно большой температуре тела взрослых животных и щенков старшего возраста (вирус выживает при более низких температурах), но маленькие щенки, младше 3 недель еще не способны самостоятельно поддерживать температуру тела, поэтому рискуют получить генерализован-ное заболевание.

КЛИНИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

У очень маленьких щенков:

• Анорексия.
  • Мягкий стул переходит в понос.
  • Болезненность брюшной стенки: постоянный скулеж, ударные движения конечностями до самой смерти.
  • Иногда диспноэ.
  • Рвота и слюнотечение.
  • Большинство щенков младше 2-3 недель умирают через 1-2 дня, после появления клинических симптомов.
  • Внезапная смерть очень маленьких щенков может быть результатом инфекции ЦНС.
  • Синдром «увядания» щенков.
  • Щенки старше 2 недель редко тяжело заболевают, но у них могут появиться респираторные симптомы.

Иногда происходят везикулярные нарушения гениталий у взрослых животных обоего пола.

• Выкидыши и рождение мертвых щенков у сук, инфицированных во время беременности.
  • Большинство инфекций взрослых собак протекает субклинически.

ДИАГНОСТИКА

Диагностика инфекции ЦНС обычно производится при аутопсии.

• Характерные точечные кровотечения и очаговый некроз в почках.
  • При гистологических анализах видны включения, а выделение вируса необходимо для подтверждения диагноза.

Герпесвирус собак, canine herpesvirus, аборт у сук,

У взрослых животных диагностика затруднительна, потому что вирус очень неустойчив и выделяется в малых количествах, поэтому, уровень антител слишком мал для определения. Однако, исследование биоматериала методом ПЦР сразу же после его отбора позволяет выявить ДНК вируса и поставить диагноз. Время исследования биоматериала на герпесвирусную инфекцию в нашем Центре составляет от 8 до 24 часов.

ЛЕЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ИНФЕКЦИИ

• Содержание маленьких щенков в теплом помещении с температурой не ниже 38,5С.
  • Вакцины не существует.

Наши представительства